Как проверить напряжение аккумулятора автомобиля

Напряжение аккумулятора — главный показатель бесперебойной работы всех систем автомобиля. Для того, чтобы электрооборудование автомобиля работало исправно – его бортовой аккумулятор должен обеспечивать нужные величины напряжения и тока. При этом важно знать: какие значения этих параметров считаются оптимальными в различных режимах эксплуатации АКБ.

Как проверить напряжение аккумулятора автомобиля

Электропитание автомобиля


Ни одно современное средство, предназначенное для самостоятельного передвижения, неспособно работать без источника постоянного тока (проще говоря – аккумулятора). Благодаря ему электропитание получают цепи запуска двигателя со стартерным механизмом, бензонасос и вся бортовая сеть автомобиля. Чтобы его узлы и агрегаты работали в штатном режиме – аккумулятор должен обеспечивать требуемый ток при строго нормируемом напряжении питания.

Нормальное напряжение на аккумуляторе автомобиля

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе? Этот вопрос задаёт себе каждый автомобилист при уведомлении бортового компьютера о разрядке аккума.

В нормальном режиме напряжение АКБ должно быть в пределах от 12,5 до 13,2 Вольта. Верхняя граница или максимальное значение соответствует состоянию прибора, контролируемому сразу же по окончании зарядного цикла. По истечении 12-ти суток, во время которых автомобиль интенсивно эксплуатировался, вольтаж должен составлять примерно 12,6-12,8 единиц. Точное значение этого показателя определяется лишь после того, как машина простояла без движения не менее 12 часов (лучше – сутки).

В общем случае проверка АКБ проводится с учетом следующих факторов:

  • при заведенном двигателе приборы в салоне, а также вся бортовая сеть функционируют за счет напряжения, подаваемого от генератора работающего авто;
  • при заведенном движке проверка аккумулятора ничего не даст (прибор покажет напряжение, поступающее на подзарядку от генераторного устройства);
  • контролировать напряжение автомобильных аккумуляторов нужно при выключенном двигателе или на снятом с машины приборе.
Обратите внимание: Чаще всего номинальное напряжение аккумулятора проверятся при отключенной бортовой сети (для этого нужно просто отсоединить его плюсовую клемму).

Специалисты советуют проводить эту процедуру только после того, как автомобиль проехал с заряженным АКБ не менее 100 километров.

Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор

Перед покупкой нового аккумулятора рекомендуется ознакомиться со всеми его техническими характеристиками, включая емкость и токовые параметры. Последние различаются по своей функциональной направленности и могут проявляться либо при зарядке аккумулятора, либо при его разряде (при работе на полезную нагрузку).

Наряду со всем перечисленным важно знать, что напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля составляет 12,5-12,9 Вольт. Только в этом случае он считается готовым к работе на все 100 процентов. Прибор с таким значением потенциала заряжать больше не потребуется. Нарушение этого правила может привести к нежелательному выкипанию электролита и к последующему разрушению АКБ.

Напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки

При рассмотрении вопроса о том, какое должно быть напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки отметим следующие важные моменты:

  • в холостом режиме вольтаж заряженного АКБ должен составлять 12,6 -12,7 Вольта;
  • сразу по завершении зарядки аккумулятора этот показатель может достигать 13,2 Вольта;
  • у ряда моделей АКБ величина рабочего вольтажа обозначается из расчета на каждую отдельную банку.

В последнем случае электролитическая плотность в банках полностью заряженного аккумулятора должна быть одинаковой (допустимое отклонение не может превышать 0,02 г/см3). Напряжение одной секции должно быть равным 1,9 Вольта. Если оно снизилось до значений менее 1,7 Вольта – АКБ считается полностью разряженным и не пригодным к дальнейшей эксплуатации.

Под нагрузкой

Чтобы узнать вольтаж АКБ в этом случае – потребуется приобрести специальный измерительный прибор, называемый «нагрузочной вилкой» (он будет подробно рассмотрен в следующих подразделах).

Дополнительная информация: С помощью этого устройства удается убедиться только в том, что батарея полностью готова к дальнейшей эксплуатации.

Нагрузочное приспособление не позволяет измерять напряжение зарядки, емкость АКБ и прогнозировать сроки его службы.

Минимальное напряжение на аккумуляторе под нагрузкой

Не допустить снижения заряженности АКБ до минимума и выхода его из строя можно только в том случае, если постоянно отслеживать уровень заряда аккумулятора. Минимальным напряжением для большинства моделей считается показатель в 10,5 Вольта.

Важно! При более низком значении полноценно подзарядить и восстановить аккумуляторную батарею будет очень сложно.

Для этого потребуется многократная зарядка АКБ с последующей его разрядкой специально подбираемыми значениями тока. Однако даже после частичного восстановления уровня напряжения аккумулятор не будет обеспечивать тех же параметров, что наблюдались до его выхода из строя.

Какой ток должен «выдавать» заряженный АКБ

Наряду с вопросом: какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе – также важно разобраться с током, который он может длительное время «отдавать» в нагрузочную цепь. Значение этого параметра определяется емкостью свинцового АКБ; с увеличением последней он может дольше работать при фиксированной токовой нагрузке. Так, при заявленной производителем емкости в 65 Ампер/час, например, аккумулятор способен отдавать в нагрузку ток величиной 5 Ампер в течение 13-ти часов.

Дополнительная информация: У разных моделей АКБ показатели силы тока могут существенно отличаться, поскольку в них используются различные системы регенерации заряда.

Рабочие величины разрядного тока или ампераж зависят также от условий эксплуатации (температуры и влажности воздуха, в частности). При сильных морозах и в условиях сырости аккумулятор плохо справляется со своими функциями, что объясняется снижением скорости протекания химических реакций. Для увеличения значения нагрузочного тока производители разрабатывают современные технологии, позволяющие повысить эффективность отдачи АКБ за счет применения более эффективных материалов.

Способы измерения напряжения аккумуляторов, степень разряженности которых неизвестна

Чтобы узнать напряжение аккумулятора с неизвестными параметрами – потребуется специальный измерительный прибор или устройство, имитирующее нагрузку в разрядной цепи. Для этих целей традиционно применяются мультиметр, тестер или так называемая «нагрузочная вилка».

Измерение посредством мультиметра

Чтобы определить напряжение на аккумуляторе автомобиля с помощью мультиметра – потребуется сделать следующее:

  1. Взять прибор и перевести его в соответствующий проводимому измерению режим («Вольты»).
  2. Затем на нем же следует выбрать нужный предел показаний (до 20-ти Вольт).
  3. Вслед за тем останется подсоединить его щупы к клеммам свинцового аккумулятора с соблюдением полярности.
  4. После их подсоединения к плюсу и минусу прибор покажет искомую величину напряжения.
Дополнительная информация: Не следует беспокоиться, если при измерении по ошибке щупы подсоединены неправильно (перепутана полярность).

В этом случае прибор просто покажет отрицательное значение, а абсолютная величина напряжения будет той же.

С применением нагрузочной вилки

Более точное значение искомого параметра удается определить с помощью нагрузочной вилки. В состав этого приспособления, на примере прибора модели Н-2001, входят следующие части и комплектующие:

  • Корпус со встроенным вольтметром.
  • Спирали, имитирующие сопротивление нагрузки.
  • Кабель с зажимом типа «крокодил» на рабочем конце (он нужен для удобства подключения к минусовой клемме АКБ).
  • Специальный нажимной щуп для подсоединения к клемме «плюс».

При измерении напряжения без нагрузки выносным зажимом «крокодил» присоединиться к клемме « — » батареи, а щупом к клемме « + » не нажимая на на него. Значение напряжения АКБ считывается с показаний встроенного вольтметра.

При проверке под нагрузкой установить съемный провод к клемме крепления нагрузки и «крокодилом» подключить к минусовой клемме. Нажимным щупом прикоснуться к плюсовой клемме и нажать прибор до упора. В индикационном окне появится напряжение под нагрузкой.

Обратите внимание: Цифровые индикаторы позволяют получать более точные данные о значении напряжения автомобильного аккумулятора и поэтому пользуются большим спросом.

Большинство известных моделей нагрузочных вилок рассчитано на работу в условиях плюсовых температур (от 1˚С до 35˚С). На рынке встречаются образцы, позволяющих проводить измерения при температурах до минус 25˚С. Но стоимость этих приборов в разы превосходит цену обычного измерителя.

Режимы проверки

Проверять напряжение после зарядки нужно во всех режимах работы автомобиля. Рассмотрим каждый из возможных вариантов более подробно.

При работающем моторе

Метод проверки при работающем движке заключается в выяснении способности аккумулятора «держать» заряд батареи при постепенном подключении различных нагрузок. При выключенных потребителях энергии напряжение полностью заряженных аккумуляторов автомобилей не должно быть менее 13,6 Вольта. А после включения ближнего света, например, это значение должно понизиться на 0,1-0,2 Вольта, не более.

Если поэтапно подключать всю имеющиеся в салоне аппаратуру, то показания измерительного прибора должны снижаться (по мере включения каждого новой нагрузки). Это свидетельствует о нормальном состоянии аккумулятора. Если показания при этом изменяются резкими скачками – проблема, скорее всего, в генераторной системе, которая не обеспечивает нужной подзарядки. При всех подключенных к АКБ нагрузках его минимальное напряжение не должно быть ниже 13,0 Вольт. В противном случае батарея через какое-то время разрядится полностью.

При выключенном двигателе

Нормальная величина напряжения при отключенном моторе – 12,5-13,0 Вольт. Это значение должно удерживаться в течение суток и более. Если оно со временем падает –потребуется разобраться с причинами появления утечки. Это может быть повышенная влажность или трещина в банках. Вообще, причин утечек очень много, так что в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно.

Важно! Перед измерениями нужно дать остыть аккумулятору примерно в течение суток.

После такого временного промежутка все химические процессы в электролите, вызванные зарядкой от электрогенератора, обычно заканчиваются.

При низких температурах

Особенность проверки параметров АКБ при низких температурах состоит в том, что в этом случае изменяется характер химических реакций в электролите. Его охлаждение приводит к снижению плотности и падению напряжения, которое в этих условиях нестабильно и может не соответствовать установленным нормам.

Обратите внимание: На это явление особое внимание обращается в зимний период. При этом начинать проверять аккумулятор можно лишь после восстановления плотности в банках до нужной величины.

В регионах с особо суровыми зимами (до минус 50 °С) плотность потребуется повысить до значений от 1,27 до 1,29 г/см3, что исключает возможность «замерзания» аккумулятора. При этом всегда следует помнить о том, что для увеличения ресурса АКБ в нормальных условиях стремятся снизить этот показатель.

Плотность электролита

Выбор оптимального значения плотности электролита зависит от целого ряда факторов, среди которых решающее значение имеют климатические условия. Для различных регионов страны этот показатель выбирается с учетом следующих установочных данных:

  • в районах с умеренным климатом он должен быть на уровне 1,25-1,27±0,01 г/см3.
  • в регионах с холодными зимами с температурами до минус 30 градусов этот показатель выбирается из расчета на 0,01 г/см3 больше предыдущего значения;
  • в местностях с в жарким субтропическим климатом его значение должно быть на 0,01 г/см3 меньше.
Дополнительная информация: В регионах, где нередки сильные морозы (до -50 °С), чтобы не заморозить аккумулятор – придется повысить плотность от 1,27 до 1,29 г/см3.

Данные о плотности электролита приводятся в специальных таблицах, публикуемых во многих источниках в Интернете.

Таблица плотности

Общий вид сводных данных приводится ниже:

Показатели плотности приводятся с разделением по климатическим зонам. Кроме того, они различаются в зависимости от состояния электролита. Во второй колонке указывается значение для заливаемого (свежего) раствора, а в третьей – после зарядки автомобильного аккумулятора выбранным значением зарядного тока.

Нужное значение плотности при зарядке и после нее выбирается с небольшим запасом в сторону увеличения. Это позволяет учесть случайное понижение температуры и исключить возможность замерзания АКБ в зимний период. Летом же следует действовать наоборот – выбирать меньшее значение. В противном случае повышенная плотность может привести к закипанию раствора.

КЛИМАТ И ВРЕМЯ ГОДА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ
ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА
ПЛОТНОСТЬ (г/см3)
Аккум.
заряжен
Аккум.
разряжен
На 25%На 50%
Очень холодный (температура в январе от -50оС до -30оС)1,301,261,22
Холодный (температура в январе от -35оС до -15оС)1,281,241,20
Умеренный (температура в январе от -15оС до -8оС)1,281,241,20
Теплый влажный (температура в январе от 0оС до +4оС)1,231,191,15
Сухой жаркий (температура в январе от -15оС до +4оС)1,231,191,15

В данной ситуации следует научиться находить «золотую середину» между двумя крайностями. С одной стороны высокая плотность чревата сокращением срока службы аккумуляторной батареи. С другой – ее низкий показатель приводит к уменьшению напряжения и к затрудненному пуску двигателя. При этом не следует забывать о том, что при выборе нужной плотности обязательно учитывается емкость аккумулятора.

Таблица заряда АКБ

Определиться с уровнем и временем зарядки аккумуляторов можно по так называемой «таблице заряда». Для этого придется измерить напряжение на клеммах АКБ и вычислить искомую величину в процентах согласно приведенным в ней данным. Из таблицы видно, что максимальное напряжение аккумулятора на автомобиле соответствует 12,73 Вольтам, а минимальное – 11,51 Вольта.

Таблица степени заряженности АКБ в зависимости от плотности электролита

Степень заряженности (%)Плотность электролита (г/см³)Степень разряженности (%)Напряжение аккумуляторной батареи (В)Время заряда при 10% от емкости (часы)
1001,277012,73Нет необходимости
901,2581012,622
801,2382012,504
701,2173012,376
601,1954012,248
501,1725012,1010
401,1486011,9613
301,1247011,8116
201,0988011,6620
101,0739011,5124
01,0610011,4Сульфатация
О степени заряженности аккумуляторной батареи можно судить по плотности его электролита. Чем плотность ниже, тем сильнее батарея разряжена.

Необходимость в зарядке аккумулятора по напряжению в таблице представлена процентным отношением. При рассмотрении деталей отметим следующее:

  • считается, что аккумулятор заряжен на 100 процентов, если его напряжение составляет 12,73 Вольта и более;
  • соотношение степени заряженности аккумулятора выбрано с шагом 5 процентов;
  • согласно таблице батарея заряжена по минимуму (на 10 процентов), если ее потенциал составляет всего 11,51 Вольта.
Обратите внимание: Последнее значение соответствует максимальному уровню разряда АКБ.

Также отметим, что по таблице заряда аккумулятора автомобиля по напряжению можно определить не только степень зарядки, но и плотность электролита, необходимую для поддержания рабочих параметров. В заключение отметим, что напряжение полностью заряженного и разряженного аккумулятора – важные показатели, позволяющие эксплуатировать его длительное время. Поддержание АКБ в полностью рабочем состоянии исключает возможность неприятных ситуаций, когда машина не заводится и приходится «прикуривать» ее у соседа.

Подробная проверка аккумулятора автомобиля на работоспособность до и после разных режимов работы показана на видео ниже.

Нажмите, пожалуйста, на одну из кнопок, чтобы узнать помогла статья или нет.

Поделиться с друзьями
Анатолий Александрович

Главный редактор, автор статей. Образование – инженер-электрик.
Опыт работы по ремонту и монтажу электрических систем более 30-ти лет.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Сайт для электриков и домашних мастеров
Добавить комментарий

  1. Аноним

    -350 зимой, это сильно

    Ответить
    1. Анатолий Александрович автор

      Спасибо за подсказку об ошибке, исправил!

      Ответить