Полярность аккумулятора автомобиля

Нередко при знакомстве с аккумуляторами новых моделей или при просмотре ассортимента этих изделий автолюбители сталкиваются со словосочетанием «полярность АКБ«. При этом отмечается, что указанная характеристика может отличаться у разных образцов батарей. Но далеко не все пользователи знакомы с тем, что такое полярность аккумулятора автомобиля и что с ней делать.

Что такое полярность аккумулятора и как она определяется?

Понятие «полярность» аккумуляторной батареи означает определенный порядок расположения токосъемных клемм на верхней панели. За ориентир, относительно которого фиксируется их положение, принимается плоскость лицевой стороны АКБ. С учетом этих факторов существуют аккумуляторы с прямой и обратной полярностью.

Схемы полярностей аккумулятора

Известно, что в различных моделях автомобилей аккумулятор устанавливается в предназначенный для него бокс по разному. При взгляде спереди он может располагаться одним из следующим способов:

  • Боком.
  • Так называемым «полубоком».
  • Рабочими клеммами от себя.
  • Теми же клеммами на себя.

Рассматриваемое нами понятие напрямую связано с положением АКБ в машине и по отношению самому пользователю, который обычно располагается лицом к отсеку. Как уже отмечалось по этому критерию у различных моделей аккумуляторных батарей может быть прямая и обратная полярность. Рассмотрим каждую из них более детально.

Прямая полярность АКБ

Многих пользователь по понятным причинам интересует ответ на вопрос: а что такое есть прямая и обратная полярность? Постараемся ответить на него как можно более подробно. Согласно действующим европейским стандартам прямая разновидность полярности аккумулятора соответствует левостороннему расположению плюса и правостороннему положению минусовой клеммы. На приведенном выше фото она обозначена как «Тип1» (вторая позиция слева).

Важно отметить, что и прямая и обратная полярности АКБ распознаются при определенном положении аккумулятора относительно наблюдателя. В данном случае он располагается так, чтобы клеммы находились на лицевой поверхности ближе к нему.

Примеры аккумуляторов прямой полярности

Пример 1

прямая полярность аккумулятора

Пример 2

Полярность аккумулятора автомобиля

АКБ обратной полярности

Когда клеммы АКБ при том же положении их относительно наблюдателя установлены наоборот – это прибор с обратной полярностью. На приведенном выше фото она обозначается как «Тип 0». Таким образом, обратная полярность – это такое расположение токосъемных контактов, когда плюсовой вывод находится справа, а минусовой – слева. При этом важно помнить о том, что АКБ должен быть развернутым клеммами к наблюдателю.

прямая и обратная полярности аккумулятора

Примеры аккумуляторов обратной полярности

Пример 1

Полярность аккумулятора автомобиля

Пример 2

Полярность аккумулятора автомобиля

Различия аккумуляторов

Независимо от того, имеется ли прямая или обратная полярность у аккумулятора – порядок расположения полюсных наконечников у него заметить не так просто. Как правило, продающиеся образцы этих изделий очень схожи внешне. Они имеют одинаковые корпуса, количество банок, а также рассчитаны на ту же емкость и силу тока.

Обратите внимание: Случается так, что даже ярлыки на этих приборах бывают одинаковыми.

При внешней схожести указанные изделия все же могут иметь различную полярность установленных на них полюсных наконечников (прямую или обратную). Иногда даже водители с большим стажем работы по невнимательности путают их. Вот почему при выборе нужного изделия тем, кто полностью не уверен в своих силах, рекомендуется проконсультироваться у продавца насчет полярности АКБ.

Опытный торговый работник поможет подобрать именно тот образец прибора, который подойдет для Вашего автомобиля. Кроме того, в большинстве торговых организаций должны иметься специальные каталоги, содержащие подробнейшее описание используемых в них моделей АКБ.

Существуют и другие варианты расположения клемм, при которых обе они смещены в правую сторону корпуса (тип «3» или тип «4» на фото выше). Такое боковое смещение характерно для евро стандарта, а у нас в стране оно практически не используется.

Можно ли устанавливать АКБ с обратным расположением клемм?

При замене поврежденного АКБ рекомендуется покупать новое изделие с тем же расположением клемм, что и у старого образца. Если сделать этого не получается – можно приобрести аккумуляторы с обратной полярностью. Однако при этом следует заранее рассчитать длину подводящих проводов (кабелей с наконечниками). Она должна быть такой, чтобы можно было без наращивания поменять их местами.

Важно! Иначе при подключении нового АКБ длины проводников может просто не хватить.

В этом случае для корректного подсоединения клемм придется полностью заменить подвода. Их стоимость не слишком велика, да и обновлять их рано или поздно все равно бы пришлось. Таким образом, если при определении полярности у приобретаемой модели она оказалось иной – ее можно покупать, не опасаясь неприятностей. Самому автомобилю такая ситуация никак не повредит. При достаточно длинных проводах с наконечниками будет ли обратная или прямая полярность у АКБ – не имеет значения.

Полярность на аккумуляторах прямая и обратная на легковом авто

Все описанные ранее способы размещения АКБ и варианты расположения клемм характерны как раз для легкового автомобиля. То есть в этом случае прямая полярность на аккумуляторах – это когда плюсовая клемма располагается слева, а минусовая – справа.

Обратная полярность – это если контакты располагаются на поверхности корпуса наоборот. При этом они обязательно должны быть смещены в сторону наблюдателя (находиться непосредственно перед ним, а не на заднем плане).

полярность аккумуляторов легкового автомобиля

Если вы делаете заказ в интернет-магазине и не видите саму батарею, узнать схему подключения можно по маркировке выбранной батареи. Буквой «R», цифрой «0» или сокращением «о.п.» обозначаются модели с обратной полярностью, устройства с прямой отмечаются «L», «1» или «п.п.». В описании к оборудованию также встречаются понятия «российская» («азиатская») и «европейская» полярность: первая является прямой, вторая — обратной.     

Сами клеммы, помимо знаков «+» и «-», отмечаются сокращением «POS» и «P» (для положительных контактов) или «NEG» и «N» (для отрицательных токопроводящих элементов). Также на некоторых моделях контакты могут отличаться по толщине: диаметр положительных обычно больше.

Определение полярности АКБ грузовой машины

В легковых автомобилях она определяется с позиции, когда прибор располагается клеммами ближе к пользователю, то есть непосредственно перед ним. У профессионалов, освоивших профессию водителя и обслуживающих грузовые машины, ее принято распознавать несколько иначе.

Полярность аккумулятора автомобиля

Разница в этом случае состоит в том, что полярность грузового аккумулятора проверяется в состоянии, когда корпус батареи располагается клеммами от себя, то есть наоборот. Если выразиться по другому – они находятся на тыльной части крышки, на удалении от пользователя. Именно в таком положении следует определять полярность АКБ на грузовой машине.

Почему важно правильное расположение клемм?

Контроль расположения клемм на аккумуляторах машин в определенных ситуациях позволяет избежать многих неприятных моментов. Во первых, при выборе нового АКБ Вы сэкономите время, потраченное на возврат неподходящего для автомобиля образца. Во-вторых, в этом случае удастся избежать такой неприятности, как выход автомобильного аккумулятора из строя из-за неправильного подключения. И, наконец, Вам не придется расходовать дополнительные средства на его замену.

Что будет, если перепутать прямое и обратное подключения

Ранее мы ознакомились с тем, как определяется полярность на аккумуляторе и какие существуют разновидности расположения токосъемных клемм. При этом важно учесть, что при установке АКБ несложно перепутать его плюс и минус не только из-за невнимательности. К такой ситуации может привести элементарное незнание порядка расположения клемм на незнакомом образце батареи.

Неправильное подключение аккумулятора может привести к следующим неисправностям:

  • Короткое замыкание и возникновение пожара.
  • Поломка самой аккумуляторной батареи, а также выход из строя подключенного к ней электрического генератора.
  • Повреждение бортовой электроники (ЭБУ), включая автомобильную магнитолу и другие дорогостоящие приборы.

В результате ошибки при определении расположения полюсных выводов и последующего за этим КЗ выгорают предохранители, для замены которых потребуются дополнительные расходы и затраты времени. Если наконечники питающих кабелей неплотно прилегают к клеммам АКБ – это приводит к образованию мощной искры, нередко становящейся причиной пожара в отсеке.

Из-за неправильного подключения сами аккумуляторы полярность которых оказалась обратной предполагаемой, могут получить сильные повреждения. После этой оплошности придется заменить неисправный образец новым прибором. Кроме того, возможен выход из строя генератора, от которого заряжается АКБ, а также поломка магнитолы.

Кстати, подсоединить минусовой провод к плюсовой клемме в большинстве случаев без применения молотка не получится. Производители намеренно делают диаметр плюсового контакта несколько больше, чтобы минимизировать количество подобных проблем.

размеры клемм аккумуляторных батарей

Нажмите, пожалуйста, на одну из кнопок, чтобы узнать помогла статья или нет.

Поделиться с друзьями
Анатолий Александрович

Главный редактор, автор статей. Образование – инженер-электрик.
Опыт работы по ремонту и монтажу электрических систем более 30-ти лет.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Сайт для электриков и домашних мастеров
Добавить комментарий