Как восстановить аккумулятор

Восстановить аккумулятор вполне возможно своими руками в домашних условиях. Полностью исправный и хорошо заряженный аккумулятор – залог надежной работы любого самодвижущегося средства (легкового автомобиля, в частности). Однако при эксплуатации авто нередки ситуации, когда бортовой прибор сильно разряжается. В определенных условиях аккумулятор совсем не берет зарядку от зарядного устройства и не «держит» рабочее напряжение.

Разряженный аккумулятор
Разряженный аккумулятор

Разобраться в причинах глубокого разряда современных аккумуляторов, а также в возможностях их восстановления поможет приведенная в этой статье информация. После ознакомления с ней каждый желающий сможет попытаться самостоятельно заняться ремонтом аккумулятора автомобиля после глубокого разряда.

Какие аккумуляторы можно восстановить

Перед тем, как восстановить аккумулятор автомобиля – следует знать, что эта процедура помогает не во всех случаях. «Оживить» автомобильный АКБ удается только в ситуациях, перечисленных ниже:

  • когда при эксплуатации его пластины не разрушены большими токовыми нагрузками и в батарее АКБ нет замкнутых банок;
  • если они не получили невосстанавливаемых механических повреждений;
  • когда АКБ пришел в негодность по причине естественной сульфатации.

Восстановление аккумулятора считается практически невыполнимой задачей, если его пластины сильно разрушены.

Как восстановить аккумулятор

Еще один вариант критической неисправности аккумуляторных батарей – когда обнаружено замыкание банок, их вздутие или другие механические повреждения.

Как восстановить аккумулятор

Во всех остальных случаях реставрация изделия возможна, но только при условии строгого соблюдения проверенных временем технологий.

Почему нежелателен и чем опасен глубокий разряд

Разряд аккумуляторной батареи – это естественное явление, поскольку он как раз разработан для этих целей. Его основная задача – постепенно накапливать энергию, а затем отдавать ее в полезную нагрузку. Этот процесс повторяется циклично до тех пор, пока изделие не выработает свой ресурс. Но до этого времени оно способно восстанавливать свой заряд многократно.

При рассмотрении вопроса сохранности кислотных аккумуляторов важно учитывать следующие моменты:

  • конструкция современных батарей хоть и тщательно продумана, но все же далека от совершенства;
  • как и у всякого элемента, накапливающего энергию, у них есть проблемные места;
  • эти изделия плохо «переносят» чрезмерную зарядку, приводящую к быстрому разрушению пластин в банках;
  • особо отрицательно на них сказывается глубокий разряд элементов питания.

Глубокий разряд батареи приводит к следующим нежелательным последствиям:

внутри батареи происходит образование крупных нерастворимых кристаллов
электролит обедняется, становится слабее и не способен создавать нужную емкость энергии
образование на пластинах нерастворимого осадка затрудняет прохождение тока, возрастает сопротивление

Чтобы не доводить АКБ до критического состояния разрядки – предусмотрена целая система мер, включая контроль плотности электролита в банках и поддержание его нормального уровня.

Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда?

Существуют специально разработанные модели автомобильных аккумуляторов, которым в меньшей мере, чем другим, опасен глубокий разряд. При знакомстве с ними в первую очередь обращается внимание на изделия, разработанные по технологиям GEL и AGM. Для этих образцов аккумуляторных изделий потеря заряда некритична, а после восстановления они способны работать не один год.

Причина этому – особый состав заполняющего банки электролита. Он приготавливается не в жидком состоянии, а в виде геля (GEL), либо на основе жидкости, содержащей стекловолоконные компоненты. Благодаря такому составу получающиеся в результате химических реакций соли практически не накапливаются на поверхностях пластин.

Однако полностью избавиться от возможной сульфатации не удается и в этом случае. Преимущество описываемых технологий в сравнении с обычным электролитом в том, что у этих моделей АКБ количество допустимых циклов заряда-разряда значительно больше.

Способы восстановления

Чтобы восстановить аккумулятор традиционно применяются такие известные методы, как механическая очистка и промывка реактивами.

Как восстановить аккумулятор

Кроме того, это можно сделать в помощью переполюсовки, десульфатации или методом тренировочных циклов. Рассмотрим каждый способ восстановления более подробно.

Механическая очистка

Восстановление АКБ в домашних условиях возможно физическим или механическим способом, для чего потребуется сделать следующее:

  1. Сначала из банок в заранее приготовленную керамическую или стеклянную емкость полностью сливается электролит.
  2. Затем в пластиковом корпусе вырезаются небольшие участки, позволяющие извлечь вышедшие из строя пластины.
  3. Далее все они, а также полости между ними тщательно промываются дистиллированной водой, после чего эти места очищаются специальными составами.
  4. На заключительном этапе работ останется установить пластины на место, восстановить герметичность корпуса и залить свежий электролит.
  5. После этого можно приступать к зарядке.
Важно! Рабочие пластины очень чувствительны к внешним воздействиям и требуют бережного обращения в процессе реанимации.

Восстановить аккумулятор механическим способом — задача для опытных специалистов. Да и восстановление корпуса отремонтированного аккумулятора чаще всего по силам только профессионалам.

Промывка химическими растворами

Ремонт аккумулятора возможен также химическим способом. В этом случае для устранения неисправности АКБ потребуются специальные составы, основное назначение которых – растворение и вымывание кристаллов солей, осевших на пластинах. Для реализации этого метода восстановления придется проделать следующие операции в указанной последовательности:

  1. Сначала батарея полностью разряжается под нагрузкой (можно с помощью галогенной лампы или вилкой).
  2. Затем из всех банок сливается электролит.
  3. После этого внутренние полости промываются дистиллированной водой (по завершении этой процедуры надо подождать, пока они просохнут).
  4. Далее в них заливается раствор химического реактива, после чего начинается реакция с выделением газов.
  5. На следующем этапе отработанный химический раствор сливается из банок, после чего внутренности второй раз промываются дистиллятом.
  6. При необходимости операции двух последних пунктов проводятся повторно.
  7. На заключительной стадии батарея промывается, в нее заливается свежий электролит, после чего АКБ ставится на зарядку.
Важно! При обнаружении замыкания пластин между собой подключать АКБ к зарядному устройству категорически запрещено.

Этот метод устранения неисправностей в аккумуляторе более доступен для людей, не относящих себя к профессионалам. Но его применение не всегда приводит к ожидаемому результату.

Контрольно-тренировочные циклы

Самый распространенный метод, позволяющий эффективно восстановить аккумулятор автомобиля – проведение циклических операций, называемых контрольно-тренировочными (КТЦ). Применение этого способа позволяет заблокировать процесс сульфатации на ранних стадиях ее развития и уберечь пластины от разрушения.

Суть методики, позволяющей эффективно реанимировать АКБ, сводится к проведению целого цикла операций по заряду-разряду АКБ. Для этого понадобятся:

  • Зарядное устройство достаточной мощности.
  • Ареометр.
  • Вольтметр (мультиметр).
  • Нагрузочная вилка или другой заменитель потребителя.

На начальной стадии АКБ заряжается токами, не превышающими 10% от номинального значения, указанного в паспорте на прибор. После этого к нему подключается нагрузка, приводящая к разрядке до напряжения порядка 10,2 Вольта. Эта процедура проделывается несколько раз.

Важно! Скорость разрядки АКБ должна быть минимальной, что заметно повышает эффективность реанимационных операций.

Рассмотренный способ – оптимальный вариант, подходящий для восстановления старых аккумуляторов автомобиля.

Переполюсовка

Ремонт АКБ этим методом позволяет добиться хороших результатов. Благодаря его применению процедура восстановления оказывается успешной в большинстве случаев. Порядок действий при переполюсовке аккумулятора для его восстановления следующий:

  1. Сначала к клеммам батареи подключается нагрузка, в качестве которой используется галогенная лампа.
  2. Примерно через сутки, когда аккумулятор разрядится, потребуется оставить его под нагрузкой еще на пару дней (для полноты разрядки).
  3. На следующем этапе приступают к зарядке аккумулятора обратным током, что означает подключение его к ЗУ плюсом на минус, а минусом на плюс.
Обратите внимание: Защитить ЗУ от короткого замыкания удается, если во время такого заряда последовательно батарее подключить галогенную лампу.
  1. Далее необходимо попытаться подзарядить аккумулятор в обратной полярности.
  2. Как только показания напряжения поднялись до 5-6 Вольт – дополнительную нагрузку можно отключить.
  3. Зарядный ток желательно поддерживать на уровне 5-ти процентов от заявленной энергоемкости батареи.

Так, если емкость аккумулятора составляет 60 А/ч – ток заряда в обратном режиме нужно выставить в пределах 3-х Ампер. Внутри банок АКБ будет наблюдаться бурный процесс с выделением газов. Не следует беспокоиться за него, поскольку такое проявление вполне естественно для зарядного процесса.

Заряжать аккумулятор нужно примерно сутки, контролируя по мультиметру величину напряжения. При достижении 12-14 Вольт процесс зарядки можно прекратить. В результате описанных действий получаем полностью заряженную батарею у которой на клемме плюса будет минус, а на минусе – плюс.

На завершающем этапе работ нужно снова полностью разрядить батарею, нагрузив ее на галогенную лампу и выждав примерно 48 часов. Затем следует перейти к процедуре нормальной (не обратной!) зарядки, продолжающейся до момента достижения напряжением 14,4 Вольта.

На этом переполюсовка батареи из банок может считаться завершенной. Эффективность этого метода устранения неисправности аккумуляторов автомобилей подтверждена на практике и ни у кого не вызывает сомнений.

Десульфатация

Перед тем как реанимировать неработающий аккумулятор – обязательно ознакомьтесь с еще одним способом его восстановления, при котором используются так называемые «десульфататоры». Под последними понимаются вещества особого состава, разработанные специально для устранения последствий сульфатации пластин в аккумуляторных батареях.

Обратите внимание: На отечественном рынке несложно приобрести зарядные устройства, при использовании которых возможен режим десульфатации.

Общий порядок работы с зарядными приборами приводится в прилагаемой к ним инструкции производителя.

Ремонт корпуса аккумулятора автомобиля своими руками

Перед тем, как восстановить аккумулятор своими силами – потребуется разобраться с тем, как действовать в случае обнаружения трещин и подобных им повреждений. При изготовлении АКБ в производственных условиях в качестве материала для корпусной части используются либо полиэтилен, либо полипропилен. Последний выдерживает температуру до 140 С и отличается повышенной вязкостью (благодаря этому он практически не растрескивается).

Оба эти материала устойчивы к воздействию кислот лишь при температурах до 60 град. (при больших значениях в них возможны изменения структуры). Так, при высокой температуре капля бензина на корпусе может стать причиной его разъедания. Именно поэтому специалисты советуют помещать АКБ в защитный кожух во время летней и зимней эксплуатации.

После обнаружения дефекта для его устранения потребуется подготовить перечисленные ниже материалы и приспособления:

  • Фен строительный, в котором предусмотрена возможность плавного изменения температуры нагрева.
  • Щелевидная насадка, входящая в комплект этого прибора.
  • Электрический паяльник мощностью порядка 100 Ватт с плоским жалом.
  • Специальные ремонтные прутки из полипропилена и стальные скобки.

При наличии всего перечисленного можно приступать к восстановлению АКБ в поврежденных местах. Для этого прежде всего необходимо удалить из него весь электролит и тщательно протереть ветошью поврежденное место. Обнаруженную трещину, в частности, следует разделать так, чтобы образовался V-образный желоб, по краям которого просверливаются тонкие «стопорные» отверстия.

Затем нужно взять скобки и зафиксировать их по обеим сторонам щели, стягивая зазор через каждые 10-15 мм. Прямо перед установкой их следует разогреть до температуры порядка 400-450 град., после чего они легко входят в материал корпуса.

Защитив неповрежденные зоны отрезком паронита с прорезанной в нем щелью, можно будет перейти к подготовке ремонтного прутка. Для этого потребуется свернуть его в тонкий жгут толщиной, достаточной для заполнения трещины. Начинать монтировать «заплатку» следует с самого края, с нажимом укладывая и припаивая размягченное тесто в желобке.

Из приведенного описания видно, что ремонт аккумуляторных батарей в части восстановления их корпуса – занятие трудоемкое, требующее определенного опыта. Если по окончании реставрации аккумулятор не держит ток, как и прежде – придется заменить его новым изделием.

Можно ли восстановить необслуживаемый аккумулятор

Известно несколько способов «косметического» ремонта необслуживаемого аккумулятора. Это:

  • Многократный заряд.
  • Разряд слабыми токами с электролитом пониженной плотности.
  • Заварка или заклейка трещин в корпусе.
  • Восстановление клемм изделия.

Для полноценного ремонта корпус необслуживаемой батареи потребуется вскрыть, что связано со сложностями конструктивного характера. Дело в том, что верхний край стенки АКБ соединяется с крышкой методом «горячего» прессования, так что нагрев этого места приведет к нежелательной деформации. Справиться этой операцией смогут только профессионалы.

При проведении ремонтных операций применяются те же методы, что были описаны для обслуживаемых АКБ. Как и в рассмотренных ранее случаях значительное количество скопившихся внутри остатков разрушения пластин означает невозможность восстановления автомобильного аккумулятора.

Восстановление АКБ (видео)

Предлагаем ознакомиться с видео, где описывается процедура восстановления полностью «умершего» аккумулятора своими руками. На начальном этапе реставрационных работ проводятся подготовительные операции со сменой полярности питания батареи. И лишь по их завершении переходят к полному циклу перезарядки с уже описанными ранее подробностями восстановительных процедур. Ознакомиться со всеми деталями этих процессов можно на видео ниже.

В заключение отметим, что сильно разрядившийся аккумулятор – большая проблема для владельца авто. Несмотря на то, что такой прибор способен выдержать несколько циклов разряда – его ресурс ограничен и со временем будет только снижаться. Единственно верное решение в данной ситуации – восстановить аккумулятор и постоянно следить за состоянием банок с пластинами и поддерживать их в рабочем состоянии.

У пользователей нередко возникают сомнения по поводу целесообразности восстановления в ситуации, когда аккумулятор никак не заряжается от зарядного устройства. Зачастую расходы на реанимацию сравнимы со стоимостью качественного свинцового аккумулятора. Что лучше: тратиться на восстановление старого образца или приобрести новую модель – каждый решает на свое усмотрение.

Нажмите, пожалуйста, на одну из кнопок, чтобы узнать помог ответ или нет.

Поделиться с друзьями
Анатолий Александрович

Главный редактор, автор статей. Образование – инженер-электрик.
Опыт работы по ремонту и монтажу электрических систем более 30-ти лет.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Сайт для электриков и домашних мастеров
Добавить комментарий